Наружная отделка декоративными штукатурками, имитирующими бучардированную фактуру природного камня (гранита, мрамора и др.), ведется в такой последовательности: на высушенный, предварительно смоченный подготовительный слой, имеющий насечку для лучшего сцепления, наносят слой сметанообразного цементного раствора, состоящего из цемента и воды, толщиной 1 ...2 мм; затем без перерыва наносят слой декоративного раствора толщиной 5...6 мм. Смесь должна быть полусухой. Ее накладывают кельмой на поверхность и разравнивают. Чтобы очистить верхние слои от цемента, поверхность промывают водой при помощи ручного пульверизатора (опрыскивателя). Для получения фактуры поверхности камня, обработанного "под бучарду", смесь уплотняют специальной штамповкой размерами 150х150 мм из бронзы или нержавеющей стали с рельефной поверхностью в виде выступающих зубьев (по типу молотка, используемого при приготовлении пищи для отбивки мяса). После высыхания лицевого слоя в течение трех-четырех дней поверхность промывают 10 %-ным раствором соляной кислоты, а затем - водой.
Как и терразитовая, отделанная под гранит, жилой дом из кирпича, камня, шлакоблоков и т. п. может быть оштукатурен обычными или декоративными растворами. Оштукатуривание обычными растворами осуществляется в той же последовательности, в какой выполняется оштукатуривание внутренних поверхностей. Подготовка поверхности к оштукатуриванию включает очистку от пыли, грязи и пятен, срубку наплывов раствора, заделку выбоин, а также насечку гладких поверхностей. С целью определения отклонения поверхностей и граней от вертикали и горизонтали необходимо произвести выверку стен при помощи отвеса и шнура.
Маяки на оштукатуриваемой поверхности следует устанавливать по углам дома и у оконных проемов с шагом 150...200 см. Толщина маяков должна равняться толщине подготовительного слоя. Набрызги грунт, т.е. подготовительный слой, наносят последовательно: сначала - набрызг по всей поверхности, затем - грунт, хорошо уплотняемый и выравниваемый по маякам. Подготовительный слой для обеспечения прочного сцепления с накрывочным слоем нарезают волнообразными линиями глубиной 3...5 мм на расстоянии друг от друга 30...40 мм. В процессе твердения подготовленного слоя в течение недели его нужно закрывать рогожей, мешковиной, листами пергамине и т. п. от прямого попадания солнечных лучей и сильного ветра, а также регулярно смачивать водой до трех - пяти раз в сутки.
Отделочный или декоративный слой (накрывка) наносится спустя 7...10 сут после нанесения подготовительного. Перед началом работ отделываемую поверхность необходимо увлажнить. Отделочный слой может быть обычным, предназначенным под окраску, набрызг и т. п. или декоративным. Для наружной отделки дома применяют обычные штукатурные (цементно-известковые, цементные, известково-глиняные и др.) растворы. Для нанесения декоративного слоя применяют известково-песчаный, терразитовый и камневидный декоративные растворы или растворы, имитирующие мрамор, гранит и др.
Известково-песчаные цветные штукатурки по внешнему виду имитируют песчаник. Цвет штукатурке придает наполнитель или пигмент. Раствор наносят на подготовленный слой в два-три приема толщиной слоя 5...15 мм и разравнивают полутерками. После схватывания его смачивают водой два-четыре раза в день, а в солнечные дни занавешивают влажной мешковиной, рогожей и др.
Незатвердевший отделочный слой можно обработать с помощью метлы, щетки, кисти (торцевание или набрызг), а также протягиванием шаблона или штамповкой. Например, при отделке поверхности под камни, сначала наносят рисунок разбивки камней шнуром, затем прави-лом продавливают или прорезают русты, образующие швы между камнями, а после этого придают камням фактуру набрызгом метлой, торцеванием щетками, штамповками и др. Полузатвердевший раствор можно затереть теркой. Затирку производят по мере схватывания раствора вкруговую, делая по возможности одинаковые спиралеобразные движения в одном направлении.
Фактуру под "травертин" получают следующим образом: на подготовленную поверхность отдельными бросками наносят тонкий слой цветного раствора, слегка заглаживая затем стальным полутерком. При этом плоскость полностью раствором не заполняют, в результате чего получают фактуру в виде каверн на гладком фоне, которая напоминает фактуру декоративного камня травертина.
Для получения рельефного рисунка на незатердевшей оштукатуренной поверхности можно использовать штампы и валики. Глубину рельефа, как правило, предусматривают не более 5 мм. Штамп или валик вырезают из дерева или упругой резины или изготовляют из цветного металла. Размеры штампа могут быть от 10х10 до 50х50 см. Для удобства работы к штампу крепят ручку, а валик надевают на ось, приделанную к ручке. Рисунок может быть простым, например в виде ромба, руста и т. д., однако при многократном повторении такого рельефа получается пластичная декоративная поверхность.
Перед накаткой или штампованием огрунтованную поверхность необходимо разделить на захватки при помощи шнура и линейки. Захватка представляет собой участок, который можно обработать штампом или валиком в течение 2 ч до его затвердения. Затем поверхность в пределах захватки смачивают, наносят раствор, разравнивают полутерком, заглаживают стальной гладилкой, обрезают по линиям захватки и приступают к штампованию или к накатке валиком. Штамп и валик периодически смачивают жидким машинным маслом или мыльной эмульсией. Первый ряд рельефного рисунка следует наносить по линии захватки, отмеченной с помощью шнура, остальные оттиски должны укладываться вплотную друг к другу.
Можно также применить фактуру "под шубу", получаемую набрызгом раствора через сетку или стряхиванием его с веника или со щетки. Сетку можно сделать самому. Для этого на деревянную рамку размерами 100 или 10Ох150 см натягивают металлическую сетку с ячейками 2,5...10,0 мм. От ячеек зависит крупность фактуры. Чтобы рама в процессе работы находилась на одинаковом расстоянии от отделываемой поверхности, к ней прибивают ограничивающие планки-стойки длиной 10…25 см. Это позволит получать равномерную по всей поверхности фактуру. Для нанесения фактуры раму приставляют к поверхности грунта таким образом, чтобы она касалась стоек-ограничителей. Раствор набрасывают лопаткой с сокола сквозь сетку. Пролетая через сетку, он разбивается на отдельные брызги, образуя бугорки.
Набрызг с веника осуществляется следующим образом. В правую руку берут обыкновенный березовый веник, а в левую - палку. Веник периодически опускают в ведро с раствором и ударяют о папку, которую держат у стены. Фактуру "под шубу" можно получить также при помощи щетинной щетки, которую, окунув в раствор, подносят к отделываемой поверхности. Раствор стряхивают со щетки палочкой, проводя ею по щетине (см. рисунок).
Терразитовую штукатурку наносят после того, как подготовительный слой отвердеет по всей поверхности. Перед нанесением декоративного раствора поверхность обильно смачивают водой. Наносить слой необходимо в один прием на площадь, ограниченную рустами, пилястрами, оконными проемами и т. п. Раствор наносят обычным способом за два-три раза в зависимости от толщины накрывочного слоя и разравнивают полутеркой. После этого штукатурка в течение примерно 24 ч (в зависимости от температуры воздуха) должна просыхать до тех пор, пока верхний слой при затирке не начинает осыпаться. Затем приступают к окончательной отделке оштукатуриваемой поверхности - циклевке, которая производится специальной теркой - доской размерами 150х150 и толщиной 20х25 мм. В терку в шахматном порядке с расстоянием 15 мм набивают гвозди, выступающие на 10...15 мм. Этой теркой сверху вниз проводят по поверхности лицевого слоя, в результате чего из него выпадают отдельные зерна гравия. Поверхность получается пористой с небольшими углублениями от высыпавшегося гравия и частично раствора. Терразитовая штукатурка делается гладкой по всей поверхности или с рустами, разрезающими фасад на отдельные участки. В этом случае менее заметны отдельные дефекты лицевого слоя. Для достижения большого декоративного эффекта при оштукатуривании оконных и дверных откосов по периметру проемов на фасаде следует делать рамки толщиной 2,0...2,5 см, окрашиваемые затем в белый цвет.
Работа по нанесению декоративных штукатурок, имитирующих бучардированную фактуру природного камня (гранита, мрамора и др.), ведется в такой последовательности: на высушенный, предварительно смоченный подготовительный слой, имеющий насечку для лучшего сцепления, наносят слой сметанообразного цементного раствора, состоящего из цемента и воды, толщиной 1 ...2 мм; затем без перерыва наносят слой декоративного раствора толщиной 5...6 мм. Смесь должна быть полусухой. Ее накладывают кельмой на поверхность и разравнивают. Чтобы очистить верхние слои от цемента, поверхность промывают водой при помощи ручного пульверизатора (опрыскивателя). Для получения фактуры поверхности камня, обработанного "под бучарду", смесь уплотняют специальной штамповкой размерами 150Х150 мм из бронзы или нержавеющей стали с рельефной поверхностью в виде выступающих зубьев (по типу молотка, используемого при приготовлении пищи для отбивки мяса). После высыхания лицевого слоя в течение трехчетырех дней поверхность промывают 10 %-ным раствором соляной кислоты, а затем - водой.
Как и терразитовая, отделанная "под гранит" штукатурка может быть гладкой по всей поверхности или рустованной. Русты позволяют выполнять отделочный слой без видимых стыков участков работы за один рабочий день.
Для нарезки рустов можно использовать специальное приспособление, состоящее из скрепленных между собой двух ровных реек длиной 2,0...2,5 м с просветом между ними шириной 10...12 мм. Приспособление прикладывают к поверхности и при помощи резака или мастерка вырезают руст. Затем, передвинув рейки вверх и вниз, скашивают грани руста. Штукатурка "под мрамор" выполняется аналогично. Однако при изготовлении раствора следует использовать белую мраморную крошку в сочетании с белым цементом. При добавлении природных пигментов в раствор с белым цементом можно получить цветную отделку лицевой поверхности. Штукатурка с кварцевым песком аносится на подготовительный слой толщиной 2...3 мм и тщательно затирается. Высохший лицевой слой штукатурки промывается 5 %-ным раствором соляной кислоты, а затем водой.
Для оштукатуривания стен из самана используют трехслойную штукатурку из глиняного или глиносоломенного, известкового и сложного цементного растворов. Вначале на саманную стену наносят глиняный раствор, в который в некоторых случаях утапливают осколки черепицы или куски кирпича. Сверху укладывают известковый, а затем набрызгивают цементно-известковый раствор. Иногда одну из стен оставляют оштукатуренной глиносоломенным раствором, в который вдавлен кирпичный бой или куски черепицы. Набрызг производят метлой из березовых прутьев длиной 50 см, которой ударяют о палку. Выполняют набрызг в несколько слоев (от 3 до 12).
Для получения рельефной поверхности на свежеуложенном штукатурном слое используют штампы, изготовляемые из куска доски, на которой вырезан геометрический рисунок или набиты деревянные и металлические элементы, создающие нужный орнамент. Свежеуложенный штукатурный слой обрабатывают также "гребешком" из дерева или резины, представляющим собой ни что иное, как зубчатый шпатель. Получается бороздчатая фактура глубиной 3...4 мм. В ряде случаев элементы орнамента, выдавленные в штукатурке, выделяют также цветом, что позволяет добиться еще большей декоративности поверхности. Одним из наиболее старинных и традиционных видов декоративной отделки дома является резьба по дереву. Ее используют для украшения венчающей части окна, элементов крыши, дверей. Применяются различные виды резьбы - плоская резьба, сквозная прорезь и др.
Эффективное и доступное средство повышения архитектурно-художественной выразительности дома - настенная роспись. Наиболее часто ее размещают в верхней части стены над окнами, иногда между окнами и над дверьми. Рисунок росписи, как правило, имеет плоскостное решение. Наиболее характерный растительный орнамент, состоящий из цветов, плодов и т. п. Мастера прошлых времен использовали для росписи земляные краски, представляющие собой цветную глину, сажу, мел, синьку. Применялись также различные отвары и настойки, которые давали устойчивый цвет, например отвар шелухи лука, настойка из коры дуба, скорлупы ореха и др.
В районах, где местным материалом служит природный камень, применяют резьбу по камню. Для этой цели используют камни мягких пород, которые легко обрабатываются ручным инструментом. Из камня изготовляют декоративные элементы, завершающие фронтоны двускатных крыш, оголовки дымовых труб и др. Сравнительно новый прием декоративного оформления дома - рельефная композиция. Элементы рельефного орнамента лепят или штампуют из глины или отливают из гипса. Полученные элементы закрепляют на фасаде дома, на фронтоне, под окнами, у входа и т. д. В ряде случаев рельефный рисунок выделяют цветом, что усиливает декоративность орнамента.
Для получения долговечных многоцветных рельефных рисунков на фасаде дома рекомендуется применять штукатурку сграффито, представляющую собой несколько тонких слоев раствора разных цветов, на которых вырезают необходимый рисунок. Технология нанесения подготовительного слоя для штукатурки сграффито не отличается от описанной ранее для других видов штукатурок. До нанесения накрывочных слоев грунт смачивают водой и, как только она впитается, приступают к работе. Слои наносят лопаткой с сокола или намазыванием с сокола или полутерка. Состав штукатурного раствора тот же, что и для обычной штукатурки для наружных работ. Отличие заключается в том, что при изготовлении раствора для нанесения каждого слоя необходимо вводить пигменты для получения цвета. Первый слой наносят толщиной 7...8, последующие - 3...5 мм. При многослойной штукатурке последний слой можно наносить кистью.
Таким образом, накрывочный слой состоит из нескольких слоев, из которых нижний, например, красный, следующий - синий, третий - зеленый и последний - белый. Необходимый орнамент вырезают по влажному, мягкому раствору не позднее чем через 5...6 ч после нанесения. Для получения контуров рисунка используют трафареты из картона. Рисунок лучше всего наносить на штукатурку тампоном из марли, внутри которой находится пигмент или мел. После нанесения рисунка резцом или острым ножом прорезают контуры верхнего слоя до следующего за ним и выцарапывают верхний слой. Таким же образом вырезают остальные элементы орнамента в последующих слоях.
Штукатурку сграффито можно выполнить также более простым способом - по шаблонам. Однако этот способ приемлем только для несложных орнаментов с простым геометрическим рисунком. Для этого из ДВП или фанеры изготовляют шаблоны с элементами будущего рисунка. Один из шаблонов будет служить для получения фона, другой - для изготовления, например, номера дома. Слои штукатурки наносят следующим способом. Шаблон в виде куска фанеры, в которой вырезан прямоугольник для фона, прикладывают к стене и заполняют цветным раствором, например черным. После снятия шаблона на поверхности стены останется черный прямоугольник. После того как раствор немного подсохнет, сверху укладывают и закрепляют цифру номера дома, вырезанную из ДВП, и вокруг нее наносят раствор желтого цвета. Затем шаблон цифры убирают. В результате на штукатурке получается углубление в виде цифры черного цвета на выступающем желтом фоне. Таким же образом, сделав другой шаблон, можно получить выступающую цифру.